В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", заявители имеют право получения государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, если иное не запрещено законом.
В контексте данного закона под
электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между
органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых
документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через
специализированные порталы госуслуг: Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций) (далее –
ЕПГУ), региональные порталы государственных и муниципальных услуг
(функций). По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат
в форме электронного документа.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря № 1993-р был закреплен
перечень первоочередных услуг для перевода в электронный вид, а также было
выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид:
- первый этап -
обеспечение информирования заявителей о порядке предоставления услуг;
- второй этап -
возможность получения электронных форм документов и заявлений;
- третий этап-
подача заявления о предоставлении услуги в электронной форме, автоматически
направляемой в органы власти;
- четвертый этап-
заявитель получает возможность отслеживать статус предоставления услуги;
- пятый этап
- результат услуги предоставляется в
электронном виде.
C
реализацией услуг пятого этапа существуют некоторые сложности. Они состоят в
том, что для предоставления практически всех государственных и муниципальных
услуг от заявителя, кроме самого заявления, требуется представление некоторого
комплекта документов. Межведомственное взаимодействие позволяет сократить
количество необходимых документов, но некоторые из них все таки должны предоставляться
гражданами лично, это: документы личного хранения и документы, предоставляемые
негосударственными организациями.
Таким образом, именно сложность
перевода в электронный вид документов личного хранения препятствует обеспечению
предоставления в электронном виде всего цикла услуги.
Сейчас заявитель через портал www.gosuslugi.ru может приложить скан-копии документов личного хранения и попытаться получить
услугу без присутствия в органах власти. Но такие документы сотрудники органов власти считают нелегитимными и в
большинстве случаев не готовы предоставлять услуги на их основе. Таким образом,
личное присутствие заявителя при предоставлении документов личного хранения
остается обязательным условием получения услуги.
Статистика
говорит о том, что:
- в 42% случаях
оказания федеральных государственных услуг требуется предоставление документов
личного хранения. Паспорт гражданина РФ требуется в большинстве услуг;
- в 280 услугах
необходимы документы, попавшие в перечень документов "личного хранения" (ч. 6
ст. 7 210- ФЗ), не считая паспорта гражданина РФ, необходимого при
предоставлении абсолютного большинства услуг;
- 85 %
муниципальных услуг предполагают представление документов личного хранения;
- 72 % государственных "региональных" услуг требуют представления документов личного
хранения;
Увеличение доли услуг с документами
личного ранения на муниципальном уровне по сравнению с региональными услугами
объясняется тем, что муниципальные услуги включают большой блок социальных
услуг (в т. ч. переданных с регионального уровня), обязательным условием
предоставления которых является удостоверение личности заявителя
соответствующим документом.
Для решения данной проблемы будет
полезна идея архива документов личного хранения (далее – Архив). Суть идеи
состоит в том, что при личном обращении гражданина в орган власти или многофункциональный
центр оказания услуг, предъявляемые им документы личного хранения сканируются,
заверяются электронной подписью оператора и сохраняются в Архиве. После этой
процедуры данные документы могут использоваться при подаче заявления через
порталы государственных и муниципальных услуг уже в электронной форме.
В случае, если заявитель
обращается через портал в другой орган, то для запроса этих документов другим
органом вполне могут применяться каналы межведомственного взаимодействия.
Кроме того, для реализации
мероприятий по переводу услуг в
электронный вид потребовалось исключение из законодательства требования
обязательного "бумажного" документооборота, для чего в 2010-2011 гг. были
внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято
множество подзаконных актов. Устранение технологических барьеров решалось
выполнением Минкомсвязью России работ по
формированию инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организацией
скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные
услуги.
Со стороны Минэкономразвития
России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной
системы "Сводный реестр услуг" (далее – Типовое решение РГУ), на базе которой
Минкомсвязь России реализовала промышленное решение "Федеральный реестр услуг" ,
ставшее основой для работы ЕПГУ – www.gosuslugi.ru
Со стороны субъектов РФ была
проведена работа по формированию перечня услуг, предоставляемых органами
государственной власти и органами местного самоуправления, и по внесению
информации об услугах соответственно в реестры государственных услуг и реестры
муниципальных услуг.
Однако и здесь есть свои
сложности, состав и структура сведений, содержащихся в программном комплексе
типового решения реестра государственных и муниципальных услуг не позволяет
сформировать качественную базу знаний для осуществления экспертной поддержки по
вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных
услуг. Требуется альтернатива Типовому решению РГУ - современная система
проектирования регламентов, которая бы интегрировалась с Типовым решением РГУ.