Предоставление электронных услуг

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", заявители имеют право получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если иное не запрещено законом.

В контексте данного закона под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через специализированные порталы госуслуг: Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее –  ЕПГУ), региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря № 1993-р  был закреплен перечень первоочередных услуг для перевода в электронный вид, а также было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид:

- первый этап - обеспечение информирования заявителей о порядке предоставления услуг;

- второй этап - возможность получения электронных форм документов и заявлений;

- третий этап- подача заявления о предоставлении услуги в электронной форме, автоматически направляемой в органы власти;

- четвертый этап- заявитель получает возможность отслеживать статус предоставления услуги;

- пятый этап -  результат услуги предоставляется в электронном виде.

C реализацией услуг пятого этапа существуют некоторые сложности. Они состоят в том, что для предоставления практически всех государственных и муниципальных услуг от заявителя, кроме самого заявления, требуется представление некоторого комплекта документов. Межведомственное взаимодействие позволяет сократить количество необходимых документов, но некоторые из них все таки должны предоставляться гражданами лично, это: документы личного хранения и документы, предоставляемые негосударственными организациями.

Таким образом, именно сложность перевода в электронный вид документов личного хранения препятствует обеспечению предоставления в электронном виде всего цикла услуги.

Сейчас заявитель через портал www.gosuslugi.ru может приложить скан-копии документов личного хранения и попытаться получить услугу без присутствия в органах власти. Но такие документы сотрудники  органов власти считают нелегитимными и в большинстве случаев не готовы предоставлять услуги на их основе. Таким образом, личное присутствие заявителя при предоставлении документов личного хранения остается обязательным условием получения услуги.

Статистика говорит о том, что:

- в 42% случаях оказания федеральных государственных услуг требуется предоставление документов личного хранения. Паспорт гражданина РФ требуется в большинстве услуг;

- в 280 услугах необходимы документы, попавшие в перечень документов "личного хранения" (ч. 6 ст. 7 210- ФЗ), не считая паспорта гражданина РФ, необходимого при предоставлении абсолютного большинства услуг;

- 85 % муниципальных услуг предполагают представление документов личного хранения;

- 72 % государственных "региональных" услуг требуют представления документов личного хранения;

Увеличение доли услуг с документами личного ранения на муниципальном уровне по сравнению с региональными услугами объясняется тем, что муниципальные услуги включают большой блок социальных услуг (в т. ч. переданных с регионального уровня), обязательным условием предоставления которых является удостоверение личности заявителя соответствующим документом.

Для решения данной проблемы будет полезна идея архива документов личного хранения (далее – Архив). Суть идеи состоит в том, что при личном обращении гражданина в орган власти или многофункциональный центр оказания услуг, предъявляемые им документы личного хранения сканируются, заверяются электронной подписью оператора и сохраняются в Архиве. После этой процедуры данные документы могут использоваться при подаче заявления через порталы государственных и муниципальных услуг уже в электронной форме.

В случае, если заявитель обращается через портал в другой орган, то для запроса этих документов другим органом вполне могут применяться каналы межведомственного взаимодействия.

Кроме того, для реализации мероприятий  по переводу услуг в электронный вид потребовалось исключение из законодательства требования обязательного "бумажного" документооборота, для чего в 2010-2011 гг. были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Устранение технологических барьеров решалось выполнением  Минкомсвязью России работ по формированию инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организацией скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги. 

Со стороны Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы "Сводный реестр услуг" (далее – Типовое решение РГУ), на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение "Федеральный реестр услуг" , ставшее основой для работы ЕПГУ – www.gosuslugi.ru 

Со стороны субъектов РФ была проведена работа по формированию перечня услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, и по внесению информации об услугах соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Однако и здесь есть свои сложности, состав и структура сведений, содержащихся в программном комплексе типового решения реестра государственных и муниципальных услуг не позволяет сформировать качественную базу знаний для осуществления экспертной поддержки по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг. Требуется альтернатива Типовому решению РГУ - современная система проектирования регламентов, которая бы интегрировалась с Типовым решением РГУ.

 


30 мая 2013г.
Курсы операторов МФЦ ← Назад