В соответствии с Распоряжением Правительства от 10 июня 2011г. №1021-р была утверждена Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг.
Данная концепция в подвела промежуточный итог проведения административной реформы на территории РФ в период с 2006 по 2010 годы, а также закрепила основные направления развития и изменений на будущее, обозначив сроки реализации мероприятий, содействующих дальнейшему реформированию системы государственного управления. Среди них особо выделены:
- совершенствование системы лицензирования;
- совершенствование системы аккредитации;
- совершенствование системы оценки соответствия продукции и процессов, сертификации и декларирования продукции;
- совершенствование системы уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности;
- совершенствование системы государственного контроля и надзора;
- развитие и внедрение механизмов саморегулирования;
- оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг,
В частности, в вопросах совершенствования системы регулирования и государственного контроля, лицензируемые виды деятельности предполагается сокращать и дальше, а так же заменить лицензирование части из них на иные формы управления, к примеру, сертификацию. Такой подход должен стимулировать развитие отдельных видов деятельности за счёт снижения бюрократических препятствий, сложности с открытием и ведением бизнеса. Кроме того, необходимо установить единый перечень лицензируемых видов деятельности и единый унифицированный порядок их лицензирования. Предусматривается переход к электронной форме осуществления соответствующих процедур, а лицензии хотят сделать бессрочными.
Тема оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг с целью повышения их доступности для населения особо остро стоит в социальной сфере, как наиболее востребованной, в том числе здравоохранении и образовании.
Административная реформа как фактор повышения эффективности управления здравоохранения, доступности и качества медицинских услуг
В системе здравоохранения накопились серьезные проблемы, требующие неотложных решений, среди которых важно отметить:
- декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированность с имеющимися финансовыми ресурсами;
- отсутствие национальной доктрины охраны здоровья населения страны, системы государственных приоритетов охраны здоровья людей;
- отставание законодательной базы от нужд развития здравоохранения;
- неэффективность сложившейся бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения, которая не способна обеспечить рациональное использование средств для повышения доступности и качества медицинской помощи, преодоления структурных диспропорций в отрасли;
- низкая эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала системы здравоохранения, работы первичного амбулаторно-поликлинического звена, неоправданно медленные темпы структурных преобразований в отрасли;
- недостаточно эффективная организация оказания первичной медико-санитарной помощи;
- низкая мотивация организаций и работников здравоохранения к качественной работе и профессиональному росту;
- большой отток кадров из первичного звена и экстренных служб;
- значительный износ основных фондов.
Сохранение недостаточной, лишь частичной обеспеченности государственных гарантий может способствовать дальнейшему нарастанию стоимости медицинской помощи. Слабо обеспеченные люди и так тратят на лекарства и медицинские услуги более значимую часть своих доходов, чем более обеспеченные, и часто вынуждены отказываться от необходимого лечения. Прямым следствием этого является растущая пропасть в доступности медицинских услуг для разных групп населения.
Усиливается скрытая коммерциализация государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Возрастет имущественное расслоение врачебного корпуса.
Совершенствование системы управления здравоохранением - одно из важнейших условий повышения эффективности организации охраны здоровья населения.
Повышение эффективности управления отраслью, качества и доступности медицинских услуг невозможно без решения следующих задач:
- внедрение в практику принципов и процедур управления по результатам;
- разработка и внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в области здравоохранения;
- оптимизация функционирования органов управления здравоохранением, введение механизмов противодействия коррупции в их деятельности;
- повышение прозрачности и открытости деятельности органов управления здравоохранением, улучшение их взаимодействия с гражданским обществом;
- модернизация системы информационного обеспечения органов управления здравоохранением.