Иерархичность государственной модели власти зачастую негативно влияет на скорость принятия решений, передачу распоряжений на следующие уровни. Однако, постоянное развитие и повышение доступности новых технологий средств коммуникации и связи позволяют в какой-то степени скомпенсировать данные факторы, оказывающих негативное влияние на эффективность государственного управления на территории страны.
Реализация программы "Открытое правительство" на территории РФ, вступившая в силу с Указом Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 "О рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство" должна способствовать выработке и применению новых способов взаимодействия между экспертами в области государственного управления, лицами, занимающими активную гражданскую позицию и органами власти.
В основе идеологии "открытого правительства" лежит идея "открытых данных", которая может иметь разную трактовку применительно к системе государственного управления в зависимости от выбранной перспективы рассмотрения вопроса.
В первом приближении под "открытыми данными" понимается раскрытие информации, находящейся в распоряжении государства и организаций, исполняющих общественно-значимые функции, в форме машиночитаемого и (или) человекочитаемого текста, платно или бесплатно, а так же без ограничений, поскольку, с точки зрения, как государственных органов, так и граждан, исправно платящих налоги, непреодолимых обстоятельств между различными формами раскрытия не секретной информации нет и не должно быть. В целом форма раскрытия информации может выбираться в зависимости от совокупности обстоятельств в каждой ситуации.
При более детальном изучении вопроса идея "открытых данных" предполагает передачу государством и организациями, исполняющих общественно-значимые функции, своих информационных ресурсов заинтересованным в них сторонам для повторного использования в своих целях.
Процедура раскрытия данных должна проходить в соответствии со следующими основными принципами, определёнными международными стандартами открытых данных:
- полнота - открытые должны быть все государственные данные (за исключением данных, которые подпадают под ограничения доступа, определенные законом);
- первичность - публикуются первичные данные, возможна публикация объединенных или преобразованных данных, с обязательной детализацией до первичных данных;
- актуальности - данные публикуются так быстро, насколько это необходимо для сохранения их актуальности;
- доступность - данные должны быть доступны для широкой аудитории и для самых разнообразных целей без идентификации и регистрации;
- машиночитаемость - данные должны быть представлены в электронном структурированном виде для последующей автоматизированной обработки;
- открытые форматы - данные публикуются в открытых форматах, для чтения которых не требуется исключительных средств;
- без лицензий - данные не подлежат положениям авторского права, товарных знаков, патентов и торговых секретов. Ограничения на конфиденциальность, безопасность и доступность к данным реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наиболее важными целями раскрытия данных, с точки зрения государственных органов, как правило, являются:
- политическая – раскрытие первичных данных может способствовать усилению контроля граждан, политических и общественных сил над деятельностью государства. Это не является спецификой именно «открытых данных», а характерно для концепции открытости государственной информации в целом;
- экономическая - созданные государством информационные ресурсы могут быть востребованы национальной экономикой, и на их основе могут быть созданы товары и услуги, возрастет экономическая активность, увеличится число рабочих мест, увеличатся поступления налогов в государственный бюджет;
- научная - открытость данных, особенно открытость данных НИОКР, может способствовать развитию науки и техники.
Очень удобно, когда государство предоставляет широкой публике доступ к выверенной исчерпывающей информации, представляющей интерес для дальнейшего использования, в легко читаемой форме. Однако, как показывает практика, государство, а уж тем более организации очень часто не обладают свободными ресурсами для проведения выверки, составления детального описания и перевода всего массива данных в соответствующую форму представления информации. Отсутствие выделенных материально-технических и человеческих ресурсов является одной из причин, препятствующих распространению данных открытых. Возможно, с течением времени данная проблема потеряет свою актуальность, однако на данный момент этим фактором невозможно пренебречь.
Как бы не было удивительно, но обратной стороной массового бессистемного раскрытия информации может стать информационный хаос и вместо желаемой прозрачности всех происходящих в государственных структурах и организациях процессов мы получим множество наводнённых никому не нужной информацией Интернет-ресурсов (некоторые из них уже сейчас являются таковыми). В подобных случаях очень легко потеряться среди некачественно обработанных данных, которых либо излишне много, либо они непригодны для использования до тех пор, пока не будет выполнена определённая предварительная обработка. На практике происходит следующим образом – вокруг этой темы поднимается много шума, однако по факту использование открытых данных так и не находит широкого применения. Для увеличения полезности таких материалов необходимо предварительно ознакомиться с потребностями, имеющимися у потенциальных потребителей раскрываемой информации. То есть, чтобы эффективность этого мероприятия была максимальна, необходимо налаживать тесное взаимодействие сопричастных сторон. Очевидно, что стоит тратить силы и средства на раскрытие только той информации, которая будет востребована. Пока же все больше походит на погоню за выполнением показателей без оглядки на практическую ценность выполняемых действий, работа ради количества и "стройных" отчётных цифр не имеет смысла.
Не стоит забывать, что при массовом раскрытии информации важно соблюсти все необходимые меры предосторожности с целью исключения возможной утечки конфиденциальной информации. Это может являться своего рода препятствием для активного распространения открытых данных, так как не все структуры государства и организации обладают соответствующими программными и аппаратными средствами защиты информации.