Проблема разработки качественных
административных регламентов по предоставлению услуг (исполнению функций)
остается актуальной и в настоящее время. Постановление Правительства от 16 мая 2011 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее – постановление) установило
общие требования к правилам разработки исполнительными органами государственной
власти субъектов РФ административных регламентов предоставления услуг
(исполнения функций), к структуре и содержанию указанных документов, пояснив
порядок проведения экспертизы и утверждения регламентов.
Но по факту выходит, что
использование этого постановления не дает органам власти полного понимания
того, каким должен быть правильно разработанный административный регламент, так
как постановление не содержит в себе четкого руководства к действию в
непонятных ситуациях.
Ниже по тексту приведены наиболее
распространенные ошибки, встречающиеся в АР.
Ключевой проблемой органов власти
в последнее время стал вопрос о правильности выделения подуслуг в составе
услуги. Как известно, услуга может иметь в своем составе подуслуги, а может и
не иметь.
В первом случае имеет место
понятие "сложной услуги". Сложная услуга – это государственная или
муниципальная услуга, в состав которой входит несколько подуслуг. При этом
неясно, по какому критерию разбивать услугу на подуслуги: в зависимости от
результата, различных сроков оказания услуги, различной последовательности административных
действий и т.п.
Во втором случае понятие "услуга"
и "подуслуга" являются равнозначными.
При описании подуслуг основными
проблемными моментами остаются:
- описание
категории заявителей, имеющих право на получение услуги. Встречаются случаи, в
которых недостаточно указать только тип заявителя: физическое лицо
(индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо. Например, если заявитель
обладает дополнительным признаком (для социальной сферы это участники ВОВ,
реабилитированные лица, многодетные семьи, инвалиды, ликвидаторы ЧАЭС и
т.п; для сферы земельных и имущественных
отношений – продавцы, покупатели, арендаторы, арендодатели и т.п.; для сферы
опеки и попечительства – несовершеннолетние недееспособные, несовершеннолетние
ограниченно дееспособные и т.п.), то их требуется выделять, так как для данных
категорий требуются разные пакеты документов, подтверждающие право той или иной
категории получить услугу;
- регламентные
сроки исполнения административных процедур. Встречаются АР, в которых отсутствуют
сроки исполнения административных процедур, периоды исчисления (рабочие дни, календарные дни) и
моменты начала их исчисления;
- описание
исчерпывающего перечня документов необходимого для получения услуги
(подуслуги).Также распространенной проблемой является ситуация, когда в АР
пакет документов не выделен в зависимости от подуслуги или категории заявителя,
или представлен в общем виде. Зачастую
при описании используемых документов используется общее наименование группы документов при том, что перечень альтернативных видов документов, входящих в
состав группы, не расшифровывается. Например, упоминается группа документов "Документы, подтверждающие доходы заявителя", без упоминания о видах
документов в составе группы. Но ведь в
её состав могут входить различные документы
о доходах: "Справка 2_НДФЛ", "Справка о доходах лица, являющегося
индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ", "декларации о доходах индивидуального предпринимателя"
в зависимости от используемой системы налогообложения, справки о начисляемых
пенсиях из различных органов власти, иные доходы. Встречаются и вовсе
недопустимые формулировки перечня документов,
например "иные документы", расшифровка которых в тексте АР нигде не
отражена и у заявителя отсутствует информация о том, какие документы он должен
предоставить. Как следствие, это приводит к отказу в приеме документов или в
предоставлении услуги при обращении в орган власти.
- результат
оказания услуги (подуслуги). Не указаны документы и информация, которую должен
получить заявитель по итогам предоставления услуги как при положительном
решении вопроса, так и при отказе;
- блок-схемы.
Блок-схемы предоставления подуслуги обобщены и представлены не в разрезе
подуслуги, а для всей услуги. Причем, зачастую представленный алгоритм не
отражает реального процесса оказания услуги, так как он недостаточно
детализирован. Например, из него не понятно, с чего начинается выполнение
административной процедуры (административного действия), что принимается на
входе, что получается на выходе и какой исполнитель является ответственным;
- форма заявления.
Отсутствие формы заявления, а в некоторых АР при наличии формы заявления сама
форма не формализована;
- нормативная база
неверно указана.